МБОУ "СОШ №4" г.Урай, ХМАО-Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
  • Функциональная грамотность

    Что такое «функциональная грамотность»?   

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:  

    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».  

    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».  

    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.   

    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.   

    Составляющие функциональной грамотности  

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  

    2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.  

    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.  

    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.  

    5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.  

    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Ссылки на интернет-ресурсы:

    http://skiv.instrao.ru/ - Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»;

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-... - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы);

    https://fg.resh.edu.ru/ - Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Полезные ссылки

    Программа второго онлайн-марафона "Марафон функциональной грамотности

    Номер п/п Название курса Классы
    1 Спортивные игры

    6-9

    2 Функциональная грамотность 5-8
    3 Финансовая грамотность 6,8
    4 Мир 3-D 6-9
    5 Разработка игр 8-9
    6 Робототехника 7
    7 "Искусственный интеллект для школьников" 8
    8 Индивидуальные проекты 9
    9 Театрстудия "Маска" 6
    10 Вдохновение 7-8
    11 Творческая мастерская "Фото лайк" 6-7
    12 "Нейрографика" 6
    13 Творческая мастерская "Палитра" 6-7
    14 Курс "Разговоры о важном" 1-11
    15 Волонтерское объединение "Добрый мир" 6-9
    16 Школьный медиа-центр 6-9
    17 Лидеры нашего времени 6-9
    18 Моя будущая профессия 6-8
    19 Основы смыслового чтения 5
    20 Мир информатики 5
    21 "Читающий росток" 1

    Проведение методических совещаний, педагогических советов, методических объединений

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie